27 мар 2017, 15:13

Загадки Тунгусского метеорита

29 июл 2017, 11:27     Автор: adminzum
2 комментария    113 просмотров
Тунгусский метеоритТунгусский метеорит
Тунгусский метеорит - небесное тело, разрушившееся в земной атмосфере, что стало причиной взрыва на высоте приблизительно 5 -15 км в районе Подкаменной Тунгуски. Это произошло 30 июня 1908 г., эпицентр находился в 63 км от небольшого таежного поселка Ванавара. Взрыв был необычайно сильным, его примерная мощность около 50 мегатонн. Появление метеорита в атмосфере на пять часов позже привело бы к значительным повреждениям Санкт-Петербурга.

Как развивались события

Еще за несколько дней до взрыва, над Сибирью и европейской частью континента в атмосфере наблюдались различные аномальные явления: светлые сумерки, гало вокруг солнца, мезосферные серебристые облака. Британские астрономы отмечали перед взрывом необычно ярко освещенную часть ночного неба на севере.

Огненное тело появилось рано утром. Оно двигалось строго к северо-западу, издавая звуки похожие на далекие раскаты грома. Очевидцы описывали его форму как шар или цилиндр, а цвет - как белый, желтый или красный. Метеорит не оставлял за собой какой-либо заметный след, но некоторые очевидцы указывали на разноцветные полосы тянущиеся за огненным шаром. Космическое тело взорвалось около семи часов, над болотистой низменностью недалеко от Подкаменной Тунгуски. Звук взрыва был слышен на расстоянии до 800 км, в радиусе до 200 км в селениях были выбиты оконные стекла. Ударная волна валила деревья на площади свыше 2000 кв. км.

Тунгусский метеоритТунгусский метеорит

Многочисленные сейсмостанции зафиксировали волны и магнитную бурю, которая продолжалась около пяти часов. Различные, порой необъяснимые наукой, явления в атмосфере наблюдались особенно ярко на следующий день после взрыва. Остатки этих явлений были видны даже в конце июля. Общепринятого объяснения этому явлению до сих пор нет.

Экспедиции

Первые экспедиции ученых к месту события отправились только спустя 15 лет. В 1921 году были собраны показания очевидцев и уточнено место эпицентра взрыва. В 1927 году непосредственно к центру взрыва отправилась группа ученых во главе с известным специалистом по метеоритам и минералолога Леонида Кулика. Они обнаружили, что на месте вероятного падения космического тела на большой площади повален лес, причем вершины деревьев направлены в сторону эпицентра.

Удивление ученых вызвало то, что в эпицентре деревья остались совершенно неповрежденными. Экспедиция не обнаружила никаких следов кратера. В течение следующих десяти лет Кулик организовал еще четыре экспедиции для поисков остатков метеорита. Отсутствие большого кратера на месте падения привело ученого к однозначному выводу, что упавший метеорит распался на мелкие обломки во время взрыва и они должны оставить после себя множество маленьких кратеров. В 1939 году он сделал фотосъемку района падения с борта самолета. Ученые обнаружили небольшие термокарстовые провалы и ошибочно приняли их за места падения мелких метеоритов. Работа Кулика были прервана в 1941 году, в связи с началом войны, В 1949 году Евгений Леонидович Кринов опубликовал итоги многолетних исследований своего учителя, погибшего от сыпного тифа после ранения в апреле 1942 года.

Тунгусский метеоритТунгусский метеорит

Гипотеза о падении железного метеорита или роя метеоритов сейчас отвергается, поскольку не обнаружено никаких остатков небесного тела, несмотря на неоднократные, тщательные поиски. Так первая послевоенная экспедиция в 1958 году полностью опровергла существование кратеров в этих местах. Стало понятно, что взорвался не обычный метеорит, а космическое тело небольшой плотности, например, комета.

Еще в тридцатые годы прошлого столетия известный английский астроном Фрэнк Уиппл предположил, что взрыв вызван падением в атмосферные слои Земли кометного ядра. Вещество кометы - очень рыхлое и состоящее главным образом изо льда, распалось и сгорело при падении. Для взрыва такой мощности комета бы весила около пяти миллионов тонн. Это гипотеза получила поддержку среди астрономов.

Каменный метеорит

Сторонники теории метеоритов возражали, ведь ядро кометы распалось бы еще в верхней части атмосферы, а взрыв мог быть вызван падением каменного метеорита. Малая плотность таких метеоритов объясняет то, что он полностью распылился, не оставив после себя видимых следов.

Ледяной метеорит

В последнее время получила значительную поддержку ученых - исследователей гипотеза о ледяном составе метеорита. Так в 2009 году американские астрономы заявили, что серебристые облака, появившиеся во время тунгусского события, вызваны частичками льда, принадлежавшими метеориту. В 1999 году российские ученые из Института физики атмосферы провели расчеты, подтвердившие ледяную теорию и показавшие, что метеорит, состоящий большей частью изо льда, мог полностью разрушиться при взрыве и не достичь поверхности Земли. Эти же расчеты также подтвердили появление второй ударной волны, наблюдавшейся при взрыве.

Однако некоторые загадки знаменитого на весь мир Тунгусского метеорита не раскрыты до сих пор. А ведь прошло уже более ста лет.